Главная » Пресса о нас » "Из степной столицы – в северную" Ольга Мялова, "Вечерний Оренбург" №22 от 06.06.2013

"Из степной столицы – в северную" Ольга Мялова, "Вечерний Оренбург" №22 от 06.06.2013

Ольга Серебрийская: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»

В этом году Оренбургскому муниципальному камерному хору Ольги Серебрийской исполняется двадцать лет. Перечислять его достижения и награды можно до бесконечности. Хор гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе, Переладе (Испания), Палермо, Бергамо, Брешиа (Италия) и других российских и европейских городах. Собрал Гран-при и первые места самых грандиозных музыкальных фестивалей — от хорового фестиваля «Тонен-2000» в Нидерландах (где оренбуржцы стали обладателями специального приза «Победителя» во всех трёх основных номинациях) до победы на Международном конкурсе «Поющий мир» в Санкт-Петербурге.

Во время участия в престижном фестивале «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» оренбургский хор дал концерты и по случаю 300-летия Санкт-Петербурга в филармонии, костёле и Тронном зале музея–заповедника Екатерининского дворца в Царском Селе. Как отметил тогда музыкальный руководитель фестиваля народный артист России лауреат Государственных премий Юрий Темирканов, «…выступление оренбургского хора стало одним из ярких, запоминающихся событий фестиваля. Присущие коллективу высокая исполнительская культура, мастерство, тонкое ощущение музыки разных стилей, яркая эмоциональность и увлечённость были по достоинству оценены многочисленной петербургской публикой».

Мы беседуем с бессменным художественным руководителем и дирижёром хора — Ольгой Станиславовной Серебрийской, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором кафедры хорового дирижирования Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей.

— Ольга Станиславовна, наш хор давно полюбился в северной столице, а ведь признание петербургской публики — это признание с большой буквы. Совсем недавно вы снова вернулись из Санкт-Петербурга…

— После того как мы в последний раз победили в Международном конкурсе «Поющий мир», нас уже приглашают в Санкт-Петербург не на конкурсы, а с гастролями. В этом городе мы поём уже в девятый или десятый раз, и не осталось ни одного значительного петербургского зала, в котором бы не пел наш хор.

В этом году мы уже в четвёртый раз выступали в очень престижном зале Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. Сначала участвовали в Международном Санкт-Петербургском пасхальном фестивале, затем — в 49-м Международном фестивале «Петербургская музыкальная весна». Это были два грандиозных концерта, ведь мы везли с собой 35 сочинений, 18 из которых  специально написанные композиторами премьеры.

Наш первый концерт состоял из двух отделений. В первое вошла музыка известного, очень знакового для Санкт-Петербурга и всей России композитора Юрия Фалика, ушедшего из жизни в 2009 году. Второе отделение было посвящено ученику Фалика — Сергею Екимову, с которым мы дружим. Это достаточно молодой композитор и хоровой деятель, директор фестиваля «Поющий мир», руководитель женского хора, который привозит Гран-при со всех возможных конкурсов. Мы пели его новые и старые произведения.

— Сложная музыка?

— Вообще, петербургская музыка очень сложная — утончённая, болевая. Кроме того, композиторы очень часто берут непростые стихи. В этом случае были стихи Гумилёва, Ахматовой, Цветаевой, Гарсиа Лорки. Постижение такой поэзии уже само по себе трудно, а уж положенное на музыку — труднее вдвойне. Но эффект был потрясающий, потому что мы прониклись! Что подтвердило наш высокий уровень, ведь эта музыка, эта поэзия не может быть спета любым хором, даже довольно талантливым. Тут нужно особое образование, воспитание, понимание.

После пасхального фестиваля мы приняли участие в 49-м Международном фестивале «Петербургская музыкальная весна», который прошёл с 12 по 28 мая. Приглашение на него мы получили ещё осенью. У истоков этого фестиваля стоял сам Шостакович, а  сегодня им руководит председатель Союза композиторов Григорий Корчмар, который нас любезно пригласил и дал свою очень непростую музыку на стихи Игоря Северянина и сразу нас предупредил, что санкт-петербургские композиторы захотят услышать в нашем исполнении свою музыку, которой ещё никто не слышал. И мы готовились в течение года: получали ноты от авторов, изучали, усердно работали.

На концерте мы исполняли произведения таких современных композиторов, как Сергей Слонимский, Владислав Успенский, Андрей Петров, Владимир Поляков и других. Со многими из них мы поддерживаем тёплые отношения. Так, Сергей Слонимский (которого я считаю одним из двух главных живущих ныне композиторов современности, вместе с Родионом Щедриным) лично приходил к нам на репетицию и приносил ноты. Мы также дружим с Игорем Корнелюком. Несколько раз были в гостях: и дома, и в студии звукозаписи.

Что удивительно, во время наших концертов зал был полон. Петербургская публика очень искушённая, удивить её крайне сложно, но здесь она просто бушевала в «браво».

— А вообще, какое из исполненных за двадцать лет вашим хором произведений было самым выдающимся и самым сложным?

— Всё самое сложное связано, конечно, с маэстро Ростроповичем. Осенью 1996 года хор принимал участие в концертной постановке премьеры оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» совместно с хором Гостелерадио, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, солистами Большого театра и Датской Королевской оперы под руководством Мстислава Ростроповича. Мы выступали в зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Это была огромная ответственность!

А летом 2001 года мы участвовали в совместных концертах с маэстро Ростроповичем на фестивале звёзд мировой величины музыкального искусства, посвящённого Дж. Верди, в испанском городе Перелада. Там мы с большим успехом дали сольное концертное отделение русской духовной музыки и совместно с Ростроповичем и солистами Литовского национального симфонического оркестра исполнили произведение Софьи Губайдуллиной для 24-голосного хора и соло виолончели «Гимн солнцу Святого Франциска Ассизского».

Все говорят, что хор постоянно развивается. Может быть, поэтому мы и стремимся к росту, ведь в начале пути у нас были серьёзные достижения. У хора попросту нет пути назад.

— Какие мероприятия планирует хор в этот юбилейный для него год?

— Главное мероприятие для нас — День города. Наш прогремевший в Санкт-Петербурге концерт назывался «Оренбург — Петербургу». Моя нынешняя задумка идёт в том же направлении. Поскольку мы сейчас в хорошей форме, планируем спеть этот концерт на Дне города и назвать его «Петербург — Оренбургу». В северной столице мы пели с народными артистами, в том числе с главным баритоном Санкт-Петербурга — солистом Михайловского театра Борисом Пинхасовичем. Я буду счастлива, если нам удастся привезти в Оренбург этих артистов, особенно композитора Екимова.

Кроме того, задумываем потрясающий проект концерта совместно с итальянским дирижёром, французским оркестром и хором «Париж Полифоника». Правда, пока на него нет денег. Но для нас это был бы замечательный подарок.

— Ольга Станиславовна, можно ли сказать, что Вы посвятили жизнь тому, о чём мечтали с детства?

— Наверное, всё-таки нет. В детстве я стремилась к совершенно другому. Мой папа — фронтовик. Во время войны он был корреспондентом Совинформбюро, работал в берлинской газете. Он был примером для меня и моей подруги. Учась в школе, мы мечтали стать разведчицами — намеревались ехать в Москву, закончить МГИМО… А потом у папы случился инфаркт. В 15 лет я пошла получать профессию (было страшно остаться без отца), поступила в Оренбургское музыкальное училище, окончила консерваторию, аспирантуру. Тем более что перед глазами был пример сестры-пианистки. Так что не удалось мне стать разведчицей. Но я сейчас и не думаю о том, что всё могло сложиться иначе.

Двадцать лет назад, когда создавался наш хор, было мало людей, веривших в то, что вскоре он станет настоящей силой. Но они были, и я им очень благодарна. Считаю, что это были великие годы: начало 90-х, когда людям нечего было есть, зарплату не платили месяцами, а наш хор первые два года работал совершенно бесплатно. Это дорогого стоит. Интересно, что именно в это время создавались самые сильные творческие коллективы нашего города. Когда мы добивались того, чтобы хор поставили на государственную основу, нам говорили: «Учителям зарплату не платят, а вы чего хотите?». Мы отвечали: «А для чего во время войны создавались театры?». Видимо, когда человеку по-настоящему трудно, он пытается поддержать себя духовно. И такое дело, как наше, всегда выручает.

Блиц-опрос

Любимое место в городе: Зауральная роща.

Любимый фильм: «Остров» Павла Лунгина.

Любимая книга: В детстве — «Два капитана» Вениамина Каверина, в последнее время — «Воспоминания о моей сестре» Анастасии Цветаевой.

Любимый афоризм, девиз по жизни: «Дорога, которая пройдена, всегда легче той, которая предстоит». И по Каверину: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».