"Музыка, которая не лжет" Надежда Емельянова, "Вечерний Оренбург" №49 02.12.1998
В Оренбургской государственной филармонии открылся камерный симфонический сезон. Большой многоплановый концерт стал результатом тесного сотрудничества и взаимодействия не только музыкантов нашего города, но и приглашенных участников из Самары и Уфы. Главными исполнителями программы были камерный оркестр областной филармонии (художественный руководитель и дирижер Георгий Клементьев), муниципальный камерный хор под управлением Ольги Серебрийской , солисты Амелия Герасимова (вокал), Александр Анисимов (скрипка), Галина Серебрийская (фортепиано), а также солисты камерного хора Надия Хакимова, Галина Несветаева, Александр Старостин, Александр Бобыкин.
Думается, вряд ли концерт имел бы такой успех, а зрители получили бы такое полное впечатление, если бы в его сценарную канву не был так мастерски вплетен живой эмоциональный и по-настоящему художественный комментарий ведущей концерта, высокопрофессионального музыковеда Людмилы Пешковой. Особая ценность ее рассказа заключается в том, что Людмила Борисовна, давая яркую и образную оценку тому или иному композитору или его произведению, тем не менее старается избежать навязчивости в своих характеристиках, предоставляя слушателям свободу выбора в своих эстетических привязанностях, оставляя место для самостоятельных размышлений и умозаключений. Такая форма пропаганды музыкального искусства плодотворна уже тем, что не подавляет публику, а побуждает к осмыслению услышанного. Новая камерная симфоническая программа, может быть, как никакая другая нуждалась в этом глубоком и одновременно доверительном разговоре о музыке, предваряющем звучание самой музыки: слишком уж необычным, порой просто неожиданным было сочетание авторов, чьи произведения исполнялись в концерте, объединившем композиторов под общим названием "Диалоги прошлого и настоящего".
Действительно, это был концерт, главной идеей которого стала музыка контрастов, ибо оренбургским меломанам пришлось настраивать свои души не просто на музыку разных эпох, но и авторов, чьи воззрения на природу музыкального искусства находятся как бы в полярных плоскостях. Согласитесь, что очень даже не просто человеку, воспитанному на классической музыке, которая, по образному выражению, приведенному Людмилой Пешковой, "никогда не лжет, потому что она осознает и соизмеряет внешние проявления со своим внутренним содержанием", воспринимать с одним и тем же эмоциональным зарядом "Бога музыки" Моцарта и представителя совершенно иного музыкального направления - Шнитке, чье творчество послужило поводом для горячих теоретических дискуссий, закрепления за автором таких определений, как "полистилистика", "коллажирование". Нелегко соединить на общей эстетической платформе Баха и французского композитора Оливье Мессиана, творчество которого представляет самостоятельную, не зависимую ни от каких школ и направлений область современной музыки. И еще более казались несовместимыми Гайдн с его жизнеутверждающей и праздничной "Глорией" из "Нельсон-мессы" и, как говорят, очень популярный ныне композитор Александр Бердюгин с его отрицающим многовековые устои, протестантским духом, который проявляется не только в его музыкальных ориентирах, но и философских, мировоззренческих.
Не берусь судить, насколько оправдан был риск соединения несоединимого: кто-то из выходящих после концерта зрителей успел высказать раздражение по этому поводу, кому-то такая смелость режиссера показалась новаторской, вполне приемлемой. Пусть каждый, кто побывал на концерте, сделает окончательный вывод самостоятельно. Ведь что такое музыка? Она, как поведала ведущая концерта, "форма познания себя и всего сущего в мире". Вот и познавайте, каждый в меру своих возможностей и способностей, но с помощью тех, кто служит этой музыке верой и правдой, - музыкантов, певцов, дирижеров.