Главная » Новости » Оренбургский камерный хор обратился к творчеству Франца Шуберта

Оренбургский камерный хор обратился к творчеству Франца Шуберта

Оренбургский камерный хор обратился к творчеству гениального австрийского композитора Франца Шуберта, положившего начало европейскому музыкальному романтизму.
Предлагает вниманию участников группы пять интересных фактов из биографии гениального композитора.
1. Существует предание о том, как в один из осенних дней 1817 года Шуберт встретил на улице Вены богато одетую даму с белым лицом и старомодной прической. Назвав Франца по имени, она представилась его Судьбой и предложила ему на выбор определить будущее: остаться безвестным учителем и умереть в глубокой старости, окруженным детьми и внуками, или подарить миру сказочно-красивую музыку, но уйти из жизни в неполные тридцать два года. Через несколько дней Шуберт бросил школу, чтобы навсегда посвятить себя музыке.
2. Одно из самых известных произведений Шуберта, фантазия для четырех рук фа минор, посвящено графине Каролине Эстерхази. Композитор сочинил его в 1828 году всего за девять месяцев до трагической смерти. Каролина была ученицей гениального композитора, она начала заниматься с ним в возрасте 12 лет, а последние уроки он дал ей, когда Каролине исполнилось 22. Каролина всю жизнь оставалась его музой. Понятно, что никакие отношения между ними были не возможны: он простой учитель без дворянского звания, а она – дочь графа. Однажды она выразила досаду, что композитор не посвятил ей ни одного своего произведения, на что Шуберт якобы меланхолически ответил: "Для чего? Всё и так посвящено вам".
3. Шестая симфония Шуберта была отвергнута Парижским симфоническим оркестром. Лондонская филармония посмеялась над ней, а ее дирижер отказался даже репетировать. Пьеса не исполнялась публично ещё лет тридцать после написания. Как-то известный дирижер и скрипач Шуппанциг сказал, играя ре-минорный квартет Шуберта: "Нет, это плохо; не путайся с подобными вещами, держись лучше своих песен". Это было сказано при полной аудитории во время премьеры. Шуберт подошел к музыкантам, собрал с пюпитров листы с нотами, и больше при его жизни никто не слышал о квартете ре минор.
4. В апреле 1816 года Шуберт послал Гёте тетрадь тщательно переписанных песен на его тексты, включавшую ряд шедевров, в частности "Лесной царь". Жанр этой песни – баллада, которая была распространена в романтической поэзии. У Шуберта получилась настоящая драма, с несколькими действующими лицами, что требовало колоссального мастерства исполнителя. Шуберт чтил Гёте и поклонялся ему, дважды он пытался установить личный контакт с поэтом. Но все попытки не увенчались успехом, поэт не понял гениальности Шуберта. Тем не менее, Гёте оказал на личность композитора огромное влияние.
5. Вершиной творчества Шуберта принято считать Большую до-мажорную симфонию. Ее партитура была случайно обнаружена только через десять лет после смерти Шуберта. В 1838 году, Роберт Шуман, страстный поклонник его творчества, среди бумаг брата покойного композитора нашел эту партитуру. Точное время работы над ней композитора неизвестно. Рукой композитора в партитуре отмечено - март 1828 года. Но это может быть и дата окончания произведения, и дата его последней редакции. Первое исполнение Большой до-мажорной симфонии, как ее принято называть, состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и открыло миру Шуберта-симфониста. "Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения", - так отзывался об этой симфонии Чайковский