"Советую посмотреть: Ольга Серебрийская", РИА «Оренбуржье» 20.05.2016
В Год российского кино редакция RIA56 запустила новый проект, проект о любимых кинофильмах, о том кино, которое перевернуло жизнь, и о котором помнится долгие годы. «Советую посмотреть» - это размышления о кино минувшем и настоящем. К участию в проекте мы приглашаем известных людей, готовых поделиться своими мыслями о кинематографе прошлого и настоящего. О своих предпочтениях в кинематографическом искусстве рассказала известный хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ольга Серебрийская.
Всё мое детство прошло под знаком кино в прямом смысле. Наша семья жила на проспекте Победы, напротив кинотеатра «Сокол», а уж совсем рядом, почти во дворе был клуб имени Чкалова (там теперь театр кукол «Пьеро»). Билет на утренний сеанс стоил 10 копеек, и упустить возможность посмотреть новый фильм я никак не могла. Я росла образцовым пионерско-комсомольским ребенком, поэтому очень нравились фильмы «Неуловимые мстители» и последующие их продолжения. Хорошо помню лирическую историю «Дубравка» про необыкновенную своенравную девчонку. Никогда не забуду киносеансы в пионерском лагере: и хотя фильмы, показанные там, никак не запомнились, но хорошо помню атмосферу кино под открытым небом с горбушкой черного хлеба, натертом солью с чесноком.
С течением времени вкусы стали развиваться. В старшем возрасте очень нравился фильм «Я вас любил» про первую любовь школьника и юной балерины. В те времена всех совершенно потряс испанский фильм «Пусть говорят», где в главной роли снимался известный певец Рафаэль. Песни там были потрясающие, и после сеанса я старалась многие мелодии подобрать на пианино. Еще одним эмоциональным потрясением был американский фильм «Рожденная свободной». Я смотрела его несколько раз, каждый раз думая о том – буду я сегодня плакать или нет. Так вот – плакала всегда!
Не могу не вспомнить документальный фильм «Воспоминание о будущем», где речь шла о следах пришельцев на нашей планете. Смотрела несколько раз с неослабевающим интересом.
Среди фильмов о любви не могу не отметить западногерманский фильм (редкий гость на наших экранах) под названием «И дождь смывает все следы» - тоже заливалась слезами. Еще хорошо помню узбекский фильм «Влюбленные», где блистали русские артисты Анастасия Вертинская и Родион Нахапетов. И, конечно, абсолютный шедевр – «Мужчина и женщина» французского режиссера Клода Лелуша с участием Анук Эме и Жана-Луи Трентиньяна. И еще мне нравились шпионские фильмы, на первом месте был «Мертвый сезон» с Банионисом, а после фильма «Щит и меч» все девчонки были влюблены в Станислава Любшина, исполнившего там главную роль советского разведчика.
Наша семья была очень читающей, и мы выписывали несметное количество разнообразных журналов. Но у нас с сестрой Галей главным журналом был «Советский экран», который мы зачитывали до дыр. До сих пор помню фотографии популярных актеров и статьи об их творчестве. И вообще, я формировала свой интерес к кино исходя из кинобиографий артистов. Так, например, я очень любила Алексея Баталова, и постоянно прослеживала его творческий путь: от ролей рабочих парней в фильмах «Большая семья» и «Дело Румянцева» - к роли врача-интеллигента («Дорогой мой человек»), потом трагическая роль в экранизации Льва Толстого («Живой труп»), канатоходец Тибул в «Трех толстяках», и ,наконец, всеми любимый Гоша из поистине народного фильма «Москва слезам не верит». Позже любопытно было проследить творческий путь такого артиста как Михаил Ульянов: от «Председателя» - к генералу Чарноте в «Беге» и, наконец, пенсионеру-мстителю из фильма «Ворошиловский стрелок».
Любимыми актрисами в разные годы были: Нинель Мышкова, Анастасия Вертинская, и, конечно же, Людмила Чурсина, которая полюбилась раз и навсегда после телефильма «Угрюм-река». Среди мужчин-артистов, помимо Баталова, очень нравился Олег Стриженов, особенно его ранние фильмы. А вот у моей мамы самым любимым артистом всегда был Владислав Стржельчик. Дело в том, что мои родители – ленинградцы, и потому симпатии к актерской школе северной столицы были у них в приоритете.
Всегда очень любила экранизации классики. До сих пор безумно люблю фильм Франко Дзефферелли «Ромео и Джульетта». Помню, что он шел под грифом «Дети до 16-ти лет не допускаются», а мне было только 15, и я уже придумала, что скажу контролеру, который не будет меня пускать: «А Джульетте вообще было 14!». Но меня пустили.
А еще экранизации классики меня иногда спасали от школьных проблем. Так, честно говоря, было лень читать военные главы романа «Война и мир». Потому я внимательно посмотрела именно эту часть киноэпопеи Сергея Бондарчука, и практически её законспектировала. Такая же ситуация были и с романом «Живые и мертвые» Симонова. Чтение давалось с трудом, зато фильм прошел отлично. Иногда были такие ситуации, когда смотрела кино «на спор». Так, папа был уверен, что я не осилю фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Но я осилила, и папа меня зауважал.
Позже в нашу жизнь вошло телевизионное кино. Такие фильмы, как «Адъютант его превосходительства» с Юрием Соломиным, запомнились на всю жизнь. Но хочу вспомнить еще один телефильм – не детектив, не про безумную любовь, а просто про жизнь обычных людей. Он назывался «День за днем», речь там шла о жильцах большой коммунальной квартиры, об их радостях и печалях. Шел этот фильм долго, все зрители сроднились с его героями, их проблемы становились нам близкими и понятными. Сейчас таких фильмов нет и в помине, а жаль.
Пришла пора поговорить о кино нового времени. Но сначала я хочу вспомнить киноленту, которая также запомнилась, именно как ступень от кино прошлого к новому. И хотя это было также давно, считаю, что фильм «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского с потрясаюшей музыкой Александра Градского сильно опередил свое время в плане киноязыка.
Итак, кино сегодняшнее. Честно скажу, кроме фильма Павла Лунгина «Остров», особенно и вспомнить нечего. Не зацепил меня и широко распиаренный фильм «Левиафан», напротив, он вызвал чувство неприязни. С такими же чувствами смотрела я и «Овсянки», и «Елену». Понятно, почему эти картины становятся лауреатами разных фестивалей и премий, но мне смотреть их неприятно. Так же как и фильм Федора Бондарчука «Сталинград». Я знаю и люблю военные фильмы, а «Летят журавли» - самый лучший из них, но в тех картинах всегда присутствовал дух оптимизма, пусть смешанный со скорбью, но эти фильмы были полны душевной теплоты. А у младшего Бондарчука, в отличие от его отца, в фильме собраны все ужасы, без какого-либо намека на очищающий катарсис. А вот фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» мне понравился именно из-за его духовной составляющей.
Еще хочу вспомнить, как в свое время критики отметили феномен трёх М (Машков, Миронов, Маковецкий). Имеется в виду, что фильмы с участием этих артистов практически всегда пользуются зрительской любовью. Соглашусь с этим, но добавлю еще одного М – Меньшикова. Из всех этих артистов с огромным удовольствием смотрю фильмы с участием Владимира Машкова, а Евгения Миронова считаю актером номер один.
Очень сочувствую современным детям, которые смотрят мультфильмы в жанре анимэ. Считаю их изобразительный ряд абсолютно бездушным и даже вредным детской психологии. Не боюсь в этом признаться, но до сих пор с удовольствием смотрю старые советские рисованные мультики, и считаю их образцом жанра. В целом же, сейчас кино смотрю редко, предпочитаю хорошие английские сериала типа «Перри Мейсона», которые смотрю в Youtube целыми сезонами. Мне интересна там игра мысли героя при раскрытии самых запутанных преступлений.
Если же говорить об идеальном киногерое, которому хотелось бы подражать, то это все персонажи прошлых лет. И в первую очередь – Саня Григорьев из «Двух капитанов». Потому своим жизненным девизом всегда считала – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». С эти девизом я и буду жить дальше.